В контексте теории И. Я. Лернера представления о целях образования изменялись, в частности, через переход от усвоения знаний и умений к формированию личного опыта учащихся. 34
До Лернера содержание образования понималось как система знаний, умений и навыков. 4 Учёный же предложил культурологический подход, согласно которому содержание образования должно включать не только знания о мире и опыт осуществления способов деятельности, но и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, к собственной деятельности. 34
Некоторые аспекты изменения представлений о целях образования в контексте теории Лернера:
- Разработка системы постепенно усложняющихся познавательных задач по гуманитарным предметам, индивидуализированной в зависимости от возможностей учащихся. 15
- Введение проблемного обучения, в том числе проблемного изложения материала и совместного с педагогом, а затем и самостоятельного исследовательского поиска. 1
- Акцент на творческом развитии ученика, для чего ученикам, по замыслу учёного, следовало освоить процедуры субъектно-творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации и другие. 1
- Побуждение учеников к волевому усилию и саморазвитию при необходимости преодоления трудностей и собственных слабостей, что, по мнению Лернера, и составляет основное назначение учебной деятельности. 3