Литературные обработки народных сказок в русской литературе изменялись в зависимости от эпохи и литературных тенденций. 13
Во второй половине XVIII века происходило усвоение, переработка и творческое перевоплощение фольклорной основы. 1 Сказочные сюжеты, образы и обороты заимствовали как непосредственно из фольклора, так и из многочисленных сборников фольклора. 1
В первой половине XIX столетия трансформация волшебной народной сказки в авторской интерпретации шла в нескольких направлениях, каждое из которых демонстрировало всё большее удаление от фольклорной основы. 1 Например, появилась прозаическая сказка-стилизация, которая по ряду жанровых признаков приближалась к повести или рассказу (сказки В. И. Даля, М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова). 1
В начале XX века характерной чертой литературной сказки была стилизация сказки фольклорной. 2 В авторской сказке активно использовали достижения писателей второй половины XIX века: вводили описания природы, любовные переживания героев, образ рассказчика с его симпатиями и антипатиями, ссылки на достижения науки, намёки на конкретные исторические события. 2
В XX веке интерес писателей к сказке рос, она трансформировалась и приобретала новые особенности. 4 Появился оригинальный сюжет. 4 Писатели откликались на специфику развития литературного процесса и общеполитического контекста, а сказочные элементы прочно входили в литературу и жизнь. 4
Во второй половине XX столетия жанр литературной сказки разрастался, образуя обширный диапазон видовых модификаций. 1 Например, появились философско-сатирические и философско-аллегорические сказки (Л. С. Петрушевская), философско-лирические (М. М. Пришвин), приключенческие, социальные (А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин), научно-фантастические (братья Стругацкие, К. Булычев), игровые (Э. Успенский), романтические (В. Крапивин), познавательные (В. Бианки, К. Паустовский). 1
На рубеже ХХ — XXI веков исследователи отмечают, с одной стороны, мощное влияние постмодернизма (трансформация и пародирование известных сюжетов, преображение знакомых героев, появление «продолжений»), с другой, — некоторое отдаление литературной сказки на периферию литературного процесса. 1