Детская речь проходит несколько этапов развития, каждый из которых характеризуется определёнными изменениями. 12
Первый этап — подготовительный, длится с рождения до одного года. 2 В это время происходит подготовка к овладению речью, развиваются движения трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. 2 Некоторые этапы этого периода:
- Крик и плач (0–2 месяца) — первые звуковые сигналы ребёнка, которые выражают дискомфорт или потребности. 1 Постепенно крик становится более модулированным. 1
- Гуление (2–3 месяца) — появляются протяжные гласноподобные звуки: «а-а-а», «у-у-у». 1 Ребёнок как бы «играет» со своим голосом, эти звуки выражают положительные эмоции. 1
- Лепет — к началу 3-го месяца, сочетание звуков, неопределённо артикулируемых. 2
- Появление первых слов — к концу первого года жизни. 2
Второй этап — преддошкольный, длится от одного года до трёх лет. 2 В это время ребёнок много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова, при этом речь носит ситуационный характер. 2 С полутора лет слово приобретает обобщённый характер. 2 Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. 2
Третий этап — дошкольный, длится от 3 до 7 лет. 12 В этот период происходит совершенствование всех сторон речи: 1
- Фонетическая сторона — завершается формирование правильного звукопроизношения, развивается фонематический слух — способность различать звуки речи. 1
- Лексическая сторона — словарь растёт до 3500–4000 слов к 6–7 годам, ребёнок осваивает обобщающие понятия, антонимы, синонимы. 1
- Грамматический строй — ребёнок осваивает сложные грамматические конструкции, учится правильно строить разные типы предложений. 1
- Связная речь — развивается монологическая речь, ребёнок учится составлять рассказы, пересказывать, совершенствуется диалогическая речь — умение вести беседу. 1
Школьный этап — от 7 до 17 лет. 13 В этот период происходят следующие изменения в речевом развитии: 1
- Освоение письменной речи — ребёнок учится читать и писать, формируется грамотность. 1
- Совершенствование устной речи — обогащается словарь, усложняются грамматические конструкции. 1
- Развитие понятийного мышления — ребёнок учится оперировать абстрактными понятиями, формируется научный стиль речи. 1
- Овладение различными стилями речи — ребёнок учится использовать язык в разных ситуациях общения. 1
У этапов развития речи нет чётко обозначенных рамок — один плавно перетекает в другой, последующий. 3