В современной литературной теории трактовка термина «фабула» изменилась следующим образом: под фабулой понимают преимущественно то, «что было на самом деле» (краткий пересказ, повествовательное «резюме» мира произведения) в противовес тому, «как узнал об этом читатель» (сюжет). 4
В рамках такого понимания сюжет и фабула различаются как по линии «искусство — действительность» (фабула — совокупность событий, «материал»; сюжет — художественное осмысление этого материала), так и с точки зрения хронологической (фабула — «естественная», логическая связь; сюжет — «сотворённая» художественная конструкция). 4
Также существует точка зрения, согласно которой понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, поэтому для анализа художественного произведения достаточно использовать понятия «сюжет», «композиция сюжета», «схема сюжета». 2