В русской поэзии XVIII — начала XX веков наряду с четверостишиями (катренами) применялись и другие виды строф: трёхстишия, пятистишия, шестистишия и т. д.. www.arion.ru
Некоторые изменения структуры строфы в этот период:
- Онегинская строфа. cheloveknauka.com s.science-start.ru Пушкин изобрёл особую строфу для романа «Евгений Онегин». s.science-start.ru Она состояла из 14 стихов (строк) 4-стопного ямба и делилась на 4 группы: 3 четверостишия и одно двустишие (заключительное). s.science-start.ru
- Экспериментальные формы. cyberleninka.ru Поэты, например Набоков, использовали необычные индивидуально-авторские формы: 7-строчные «полусонеты», сонеты на сквозные рифмы, «конфликтные» структуры, в которых графическое членение на строфы не совпадало с членением, заданным рифменными цепями. cyberleninka.ru
- Использование строф, подражающих античной метрике. www.arion.ru В русском стихе появились элегический дистих, идущий от традиции гексаметра, и различные сложные строфы, подразумевающие чередования разных стоп в разных строках — так называемые логаэды. www.arion.ru
- Влияние восточных традиций. www.arion.ru В русской поэзии стали чаще использовать строфические формы, ориентированные на восточную традицию: японские трёхстишия (хайку) и пятистишия (танка) и персидские двустишия (бейты). www.arion.ru