После перехода от пифагорейского строя к современному музыкальная теория претерпела ряд изменений, в частности:
- Появился диатонический строй. genius.pstu.ru В нём ноты более согласованны и гармоничны, чем в пифагорейском строе. genius.pstu.ru Диатонический строй имеет более сложную структуру. genius.pstu.ru
- Появился равномерно-темперированный строй. genius.pstu.ru urok.1sept.ru Немецкий органист А. Веркмайстер отказался от совершенных и несовершенных консонансов пифагорейской гаммы и разделил октаву на 12 равных частей. urok.1sept.ru Новый строй носил замкнутый характер и состоял из интервалов, приемлемых для музыкального слуха. urok.1sept.ru
- Появилась возможность транспонирования мелодии. urok.1sept.ru Равномерно-темперированный строй позволил легко совершать переход из тональности в тональность, транспонировать музыкальные произведения. snob.ru
- Появились различные варианты строя, где октава делится не на 12, а на большее количество равных интервалов. snob.ru Например, 24-нотный равномерно-темперированный строй или 48-тотная равномерная темперация. snob.ru
Кроме того, в XX веке произошло радикальное обновление композиционных приёмов, возникли такие понятия, как полигармония, полиаккордика, полиладовость, полимодальность и другие. culturology-journal.ru