После перехода от пифагорейского строя к современному музыкальная теория претерпела ряд изменений, в частности:
- Появился диатонический строй. 1 В нём ноты более согласованны и гармоничны, чем в пифагорейском строе. 1 Диатонический строй имеет более сложную структуру. 1
- Появился равномерно-темперированный строй. 14 Немецкий органист А. Веркмайстер отказался от совершенных и несовершенных консонансов пифагорейской гаммы и разделил октаву на 12 равных частей. 4 Новый строй носил замкнутый характер и состоял из интервалов, приемлемых для музыкального слуха. 4
- Появилась возможность транспонирования мелодии. 4 Равномерно-темперированный строй позволил легко совершать переход из тональности в тональность, транспонировать музыкальные произведения. 2
- Появились различные варианты строя, где октава делится не на 12, а на большее количество равных интервалов. 2 Например, 24-нотный равномерно-темперированный строй или 48-тотная равномерная темперация. 2
Кроме того, в XX веке произошло радикальное обновление композиционных приёмов, возникли такие понятия, как полигармония, полиаккордика, полиладовость, полимодальность и другие. 5