В конце XX — начале XXI века издательская индустрия претерпела ряд изменений, среди которых:
- Смена количественной модели на качественную. 3 Основное внимание стало уделяться не валовому выпуску печатной продукции, а её соответствию потребительскому спросу и интересам науки и культуры общества. 3
- Изменение структуры книжного выпуска. 3 Увеличился выпуск научной, учебной и учебно-методической литературы. 3 В издании художественной литературы издательства вернулись к выпуску отечественной и мировой классики, а также современной отечественной и иностранной литературы. 3
- Рост числа издательских предприятий. 35 В 1990-е годы в России за десять лет число издательств выросло почти в 80 раз: с 65 в 1990 году до 5110 в 2000 году. 5
- Ослабление позиций государственных издательств. 5 На смену государственному книгоизданию пришло независимое, основанное на знании рынка, коммерческой инициативе и творчестве. 5
- Появление цифровых издательств. 2 С развитием цифровых информационных систем и интернета масштабы издательской деятельности расширились. 2 Появились электронные версии книг и периодических изданий, а также веб-сайты, блоги, справочные системы на электронных носителях, аудио-, видеодиски, кассеты, компьютерные игры. 2