Идея философии образования и педагогической мысли изменилась с древних цивилизаций до наших дней следующим образом:
- В Древнем мире были заложены идеи школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, цельного образования, основы которого обеспечивает нравственное воспитание, самодеятельного образования человека и необходимости планомерного физического развития. 9 Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. 9
- В средние века философско-педагогическая мысль основной своей целью ставила спасение души. 1 Главным источником воспитания считалось Божественное начало. 1 Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви. 1
- В эпоху Просвещения представители педагогической мысли полагали, что процветание государства и благополучие народа зависят от нравственности, которая даётся образованием. 8 Они считали, что при правильном воспитании люди всех сословий будут успешно выполнять свои обязанности. 8
- В XIX веке в педагогике Запада происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. 6 Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. 6 Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания. 26
- В XX веке осмысление образовательной деятельности и роли субъектов образования положило начало утверждению гуманистического подхода в философии образования. 5 Во второй половине XX века проблемы, относящиеся к теории личности, перешли в область проблем гуманизации образования. 5
Таким образом, идея философии образования и педагогической мысли прошла через различные этапы, отражая особенности каждой эпохи и культурные традиции.