Изменение активной нагрузки влияет на показатель косинуса фи (коэффициента мощности) следующим образом: при увеличении нагрузки на валу двигателя растёт активная составляющая тока статора, и, соответственно, увеличивается косинус фи. 2
Например, в режиме холостого хода (когда к валу ничего не присоединено) коэффициент мощности двигателя, как правило, не превышает значения 0,2. 2 Если нагрузку начать увеличивать, то при близкой к номиналу нагрузке косинус фи будет равен примерно 0,8–0,9. 2
Однако при дальнейшем увеличении нагрузки, то есть при нагрузке сверх номинала, ротор будет тормозиться, возрастёт величина скольжения, индуктивное сопротивление ротора станет вносить свой вклад, и косинус фи начнёт уменьшаться. 2
Важно учитывать, что если установка постоянно работает в режиме недогрузки или перегрузки (например, если насос или двигатель неправильно подобран для данной установки), то изменение нагрузки будет незначительно влиять на косинус фи. 3