Чтобы избежать логических ошибок при написании сочинения, рекомендуется:
- Проверить разделение текста на абзацы. 4 Работа не может состоять из одного абзаца, скорее всего, их будет от 5 до 8. 4 Старайтесь не выделять абзацы, состоящие из одного предложения. 4
- Проверить связь между абзацами. 4 Обратите внимание на указательные местоимения типа «этот» и к чему они относятся. 4
- Убедиться, что работа написана по плану, нет повторов и мысль не «уходит в сторону». 4
- Проверить, всё ли логично в абзацах, закончена ли мысль, нет ли смысловых противоречий. 4
Также можно выполнить следующие упражнения, чтобы избежать логических ошибок:
- Сформулировать главную мысль сочинения. 2 Для этого нужно предложить выпускникам несколько проблемных тем сочинения и попросить сформулировать главную мысль по ним. 2
- Определить 1–2 проблемы сочинения. 2 Ученики формулируют проблемы по теме сочинения, которую называет педагог. 2 Это тезисы, которые выпускники должны доказывать в основной части сочинения. 2
- Подобрать к тезисам несколько аргументов и примеров. 2 Ученики сами формулируют тезисы сочинения по проблемной теме или подбирают аргументы и примеры к тезисам, которые заранее подготовил учитель. 2
- Найти логические ошибки в тексте сочинения. 2 Для этого можно использовать готовые тексты сочинений прошлых лет и попросить выпускников найти логические ошибки и несоответствия в них. 2
- Сопоставить вступление и заключение в одной работе. 2 После тренировочного сочинения проведите работу в парах. 2 Ученики должны проанализировать вступления и заключения сочинений друг друга, найти смысловые связи и сделать вывод о том, соответствует ли вступление заключению. 2
- Оценить соразмерность частей сочинения. 2 Чтобы научиться критически оценивать свои работы, ученикам лучше начать с анализа работ выпускников прошлых лет. 2 Вместе разобрать, что автор сделал неправильно, как улучшить работу. 2 Затем ученики редактируют исходное сочинение. 2
После выполнения работы обязательно проверьте свой текст и отредактируйте его. 3