Чтобы избежать избыточного использования наглядных методов обучения, можно придерживаться следующих рекомендаций:
- Отбирать только самое необходимое. 3 Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом педагога. 3
- Использовать наглядность по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия. 15 Например, неправильно развешивать все схемы и плакаты до начала занятий, так как это отвлекает внимание обучаемых. 15
- Чётко выделять главное, существенное при показе иллюстративного материала. 15 Это необходимо, так как наглядные пособия порой содержат отвлекающие моменты. 1
- Заранее продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений. 15 Это нужно для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации. 1
- Привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. 15 Возможна постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера. 15
- Обеспечить условия для хорошей видимости и слышимости. 2 Для этого необходимы соответствующие размеры наглядных пособий, чёткость изображений и надписей, световой поток и другие факторы. 2
Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. 4 В то же время недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. 4 Всё должно быть в меру. 4