В диалектико-материалистической традиции истина рассматривается не как конечный результат познания, а как сам процесс познавательной активности субъекта. 4
Некоторые особенности такого подхода:
- Истина объективна, то есть истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. 2
- Истина всегда конкретна, что предполагает всестороннее отражение мира в мышлении, глубокое изучение всех сторон предмета или явления с учётом обстановки, места и времени. 5
- Познание абсолютной истины — бесконечный процесс. 5 Человек не может постичь абсолютную истину сразу, а раскрывает её постепенно, приблизительно. 5
- Относительные истины составляют основу человеческих знаний. 5 Это положения, теории, понятия, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются. 5
- Критерий истины — практика. 25 Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны правильным отражением объективного мира. 5