Стратегическое планирование в образовательных учреждениях помогает обеспечить эффективное управление и достижение поставленных целей. 1
Процесс стратегического планирования включает несколько этапов: 2
- Определение миссии и целей. 2 Миссия выражает философию и смысл существования образовательного учреждения. 2 Цели конкретизируют миссию и доступны для управления процессом их реализации. 2
- Выбор стратегии. 2 Стратегия выбирается с учётом конкурентной позиции учреждения и перспектив развития внутренней и внешней среды. 2
- Реализация стратегии. 2 Этот этап важен, так как в случае успешного осуществления приводит образовательное учреждение к достижению поставленных целей. 2 Реализацию стратегии осуществляют через разработку программ, бюджетов и процедур. 2
- Оценка и контроль выполнения. 2 На этом этапе изучают полученный опыт и сделанные выводы на основе работы с разработанной стратегией для составления будущих стратегических решений. 1
Некоторые инструменты стратегического планирования в образовательных учреждениях:
- стратегическое видение — взгляды руководителя и персонала на будущую деятельность учреждения; 3
- составление карты проблемного поля школы; 3
- проведение SWOT-анализа сильных и слабых сторон школы, возможностей и угроз; 3
- разработка матрицы требований к школе основных групп заинтересованных сторон; 3
- формулирование ключевой миссии школы, адаптированной специально под конкретное образовательное учреждение; 3
- формирование сетки показателей эффективности учреждения; 3
- разработка карты стратегических целей и ключевых показателей достижения этих целей школы; 3
- разработка паспорта проекта развития школы. 3
Стратегическое планирование позволяет чётко определить направления развития, распределить ресурсы и установить приоритеты. 4