Для использования техники активного слушания при конспектировании лекций можно применять следующие приёмы:
- Постановка вопросов. 1 Направлена на уточнение смысла отдельных высказываний лектора при помощи вопросительных слов («когда? где? кто? что? почему?»). 1
- Перефразирование. 4 Формулирование мысли собеседника своими словами. 4 Обычно начинается фразами: «Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…». 2
- Резюмирование. 24 Подытоживание основных идей лектора. 24 Можно использовать фразы: «То, что вы сказали, может означать …то-то и то-то…», «Как я понял, вашими основными идеями является …», «Если теперь обобщить сказанное вами, то…». 2
- Отражение чувств. 4 Стремление показать лектору, что слушатель понимает его чувства. 4 Например: «Мне кажется, что вы чувствуете…», «У меня такое ощущение, что вы чем-то…». 4
Также при активном слушании важно быть физически внимательным: повернуться лицом к говорящему, поддерживать с ним визуальный контакт, убедиться в том, что поза и жесты говорят о том, что слушатель слушает. 2