Для использования схем предложений для анализа сложных конструкций рекомендуется следующий план: 1
- Внимательно прочитать предложение. 1 Нужно определить, какое оно по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное или нет). 1
- Определить грамматические основы. 1 После этого можно сказать, простое перед вами предложение или сложное. 1
- В сложном предложении определить границы входящих в его состав простых и обозначить их вертикальными чертами. 1 Также такими чертами отделяют причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения. 1
- Подчеркнуть дополнительные члены предложения (прерывистой линией — дополнение, волнистой — определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» — обстоятельство и деепричастный оборот). 1
- Если предложение с союзной связью между частями, обратить внимание на союзы (сочинительные они или подчинительные). 1 Это поможет правильно обозначить предикативные части сложного предложения. 1 Части сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения равноправны, их обозначают квадратными скобками. 1 Придаточное предложение в сложноподчинённом предложении — круглыми скобками. 1
- В сложноподчинённом предложении в главной части найти слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначить его крестиком. 1 От слова провести стрелку к придаточному и записать вопрос. 1
- Начертить линейную графическую схему. 1 На неё переносят все основные обозначения, в частности границы предложений, грамматические основы, осложнения, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова. 1
Для сложных предложений с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема. 1 Она поможет корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. 1 Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. 1
Если предложение дано без знаков препинания, то сначала рисуют схемы предложения, затем расставляют знаки на схемах и только после этого — в тексте. 2