Для использования рельефных рисунков в логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, рекомендуется:
- Организовать предварительную работу. 4 Она должна включать ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приёмам обследования, знакомство с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных рисунков, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот. 4
- Использовать приём совмещения. 1 Ребёнок получает несколько геометрических фигур и их рельефное изображение, которые он должен разложить и полностью совместить. 1 Затем задания постепенно усложняются: предлагаются более сложные формы, например игрушечные (нож, вилка, ложка, тарелка), ключ, замок, картонные фигурки (самолёт, машина, дом). 1 Важно, чтобы предметы и их изображения точно соответствовали друг другу. 1
- Помогать ребёнку последовательно рассматривать изображение. 4 Педагог направляет его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображённого. 4
- После ознакомления с рельефными рисунками задавать вопросы. 4 Они должны уточнять и конкретизировать полученные детьми представления, подводить их к самостоятельным выводам и обобщениям. 4
Также с помощью рельефных пособий можно проводить традиционные логопедические игры и упражнения по коррекции устной и письменной речи, учитывая особенности и возможности детей с нарушениями зрения. 3