Для использования рефлексии для улучшения учебного процесса в начальной школе можно применять следующие приёмы:
- «Смайлики». 1 Учитель раздаёт изображения смайликов, дети должны выбрать тот, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания. 1
- «Таблица результатов». 1 Первую часть упражнения нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. 1 Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». 1 После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют. 1 Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. 1 Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшихся столбца. 1
- «Плюс — минус». 12 Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные. 1
- «Лесенка». 1 Упражнение помогает развитию самооценки у ребёнка. 1 Для большей наглядности детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5–7 ступенек. 1 Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребёнка, соответствует степени его участия в работе на уроке. 1
- «Рефлексивный экран». 2 Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. 2 Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают её самостоятельно. 2
- «Корзина идей». 2 Учащиеся записывают на листочках своё мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. 2
При выборе приёмов рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. 5