Для использования научно-популярных текстов для развития критического мышления у студентов можно применять следующие приёмы:
- Приём «Инсерт». 14 Обучающимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. 4 После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа. 4
- Метод активного чтения. 2 При чтении текста студент выделяет главную мысль, ключевые слова, идеи, мысли, которые стоят за абзацами. 2 Затем он делает свои заметки или записывает их на листе бумаги. 2
- Метод «Чтение с пометками». 2 Студенту предлагается прочитать текст и сразу после него сделать пометки, например, «+» или «-», где «+» — согласен, «-» — не согласен с текстом. 2 На полях можно также сделать пометки «вопрос», «цитата», «согласие», «несогласие» и др.. 2
- Метод кластера. 2 Суть метода заключается в том, чтобы из множества идей выявить главное и отбросить лишнее, и если идей много, то нужно их систематизировать. 2
- Приём «Синквейн». 14 Это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 Данный приём используется как способ синтеза материала. 1
Выбор приёмов зависит от многих факторов, таких как возраст и уровень знаний студента, его интересы, а также от специфики материала в рамках данной темы. 2