Использование моделей в обучении и наглядном представлении информации основано на принципе замещения: реальный предмет заменяется другим знаком, предметом или изображением. infourok.ru www.1urok.ru
Некоторые этапы работы с моделями: infourok.ru
- Предварительное ознакомление с реальными предметами. infourok.ru Важно показать внешние особенности объектов, так как модель упрощает их и представляет лишь отдельные стороны. infourok.ru
- Замещение и перевод на знаково-символический язык. infourok.ru Сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем обучающиеся придумывают условные заместители самостоятельно. infourok.ru
- Построение модели. infourok.ru Процесс создания модели увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. infourok.ru
- Работа с моделью. infourok.ru Обучающиеся учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий. www.1urok.ru
Некоторые виды моделей и их применение:
- Предметные. infourok.ru В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. infourok.ru Пример: глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. infourok.ru
- Предметно-схематические. infourok.ru В них существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. infourok.ru Пример: календарь природы, в котором дети используют специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. infourok.ru
- Графические. infourok.ru www.maam.ru Передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. infourok.ru www.maam.ru Пример: календарь погоды, который отражает состояние природы в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. www.maam.ru
Модели используются в разных видах деятельности, например в математическом развитии, развитии связной монологической речи, экологическом воспитании. infourok.ru