Метод демонстрации в обучении трудовым навыкам направлен на создание в сознании учащихся точного и чёткого зрительного образа трудовых действий, с которым они будут сравнивать свои действия в процессе выполнения приёмов и способов работы. 1
Некоторые рекомендации по использованию метода демонстрации:
- Обеспечить хорошую видимость демонстрируемого. 2 Важно правильно выбрать место показа, обеспечить нормальную освещённость, расположить учащихся у рабочего места мастера. 2
- Сочетать показ с пояснениями. 2 Только с помощью показа невозможно раскрыть учащимся сущность трудового действия. 2 При помощи слова мастер объясняет задачи, сущность и значение изучаемых приёмов и способов работы. 2
- Расчленять трудовой процесс на отдельные действия или приёмы и показывать их в замедленном темпе по частям, с остановками после каждого приёма. 12
- Повторять показ. 1 После демонстрации действия в замедленном темпе необходимо повторить его выполнение в рабочем темпе. 1
- Использовать наглядные пособия. 2 Можно применять инструкционные карты, технические средства обучения: фрагменты видеофильма, слайды, диафильмы и т. п.. 2
- Проводить попутный контроль. 1 Рекомендуется демонстрировать приёмы самоконтроля и указывать на необходимость соблюдения технических условий. 1
- Побуждать учащихся задавать вопросы. 2 Это поможет им понять то, что непонятно из показа мастера. 3
Отбор демонстраций зависит от содержания материала, целей его изучения, опыта и уровня подготовки учащихся. 5 Нецелесообразно показывать объект или приёмы, которые они хорошо знают. 5