Чтобы использовать контекстуальную догадку при чтении и аудировании иностранной речи, можно применять следующий алгоритм: 1
- Не спешить искать перевод или объяснение в словаре. 1 Нужно поразмышлять над тем, что может значить незнакомое слово или фраза. 1 Для этого можно ответить на такие вопросы: 1
- Это фраза или отдельное слово? 1
- Это может быть устойчивое выражение? 1
- Какой части речи слово — существительное, глагол, прилагательное? 1
- О чём говорится в предложении, какие значения подходят для контекста предложения? 1
- О чём говорится в абзаце, в тексте? 1
- Если это не письменная речь, в какой ситуации встретилось слово? 1 Какие значения подходят для общего контекста? 1
- Есть ли невербальные подсказки, которые можно использовать? 1 Нужно проанализировать жесты, мимику, интонацию. 1
- Какое значение кажется наиболее подходящим? 1
- Есть ли синонимы в иностранном языке, которые подходят под это значение? 1 Нужно попробовать мысленно вставить синоним в текст. 1
После того как сделана догадка, можно посмотреть слово в словаре. 1 Это поможет убедиться в правильности ответа или сделать поправки. 1
Если догадка была неправильной, нужно ещё раз просмотреть текст и поискать подсказки, которые помогли бы сделать более точное предположение. 1
Важно не только научиться угадывать значение слова, но и определять, в каких ситуациях полезно использовать контекстуальную догадку, а когда лучше посмотреть слово в словаре. 1
Чтобы развить навык контекстуальной догадки, можно выполнять упражнения, например, читать тексты с 10–15% незнакомых слов, проходить тесты, которые помогают найти подходящее по смыслу слово. 23