Чтобы использовать комбинаторное правило умножения для решения задач на распределение обязанностей, нужно последовательно выбирать элементы комбинации. 3 Если первый элемент можно выбрать a способами, после чего второй элемент — b способами, то общее число комбинаций из двух элементов можно будет выбрать a • b способами. 2
Пример решения задачи о выборе двух дежурных по классу: 2
- Для выбора девочки в качестве дежурного есть 15 вариантов. 2
- Если девочка дежурной назначена, то имеется 13 вариантов выбора мальчика в качестве второго дежурного. 2
- Всего: 15 * 13 = 195 способов. 2
Ещё один пример: 4
В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. 4 Сколькими способами можно назначить двух дежурных? 4
- Первым дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку. 4 Так как в классе учится 16 мальчиков и 10 девочек, то назначить первого дежурного можно 16 + 10 = 26 способами. 4
- После того, как выбран первый дежурный, второго можно выбрать из оставшихся 25 человек, то есть 25-ю способами. 4
- По теореме умножения двое дежурных могут быть выбраны 26 * 25 = 650 способами. 4