Калькирующая жестовая речь (КЖР) играет вспомогательную роль в процессе обучения глухих. ikp-rao.ru Она дополняет, раскрывает и уточняет лексические значения, помогает лучше понять функциональное предназначение языковых средств. ikp-rao.ru
Несколько рекомендаций по использованию КЖР в обучении глухих:
- Изучение жестов. ikp-rao.ru Сначала ребёнку показывают полностью жест, затем объясняют положение пальцев в определённой дактилеме, место положения и движения руки. ikp-rao.ru Ребёнок повторяет жест вместе с наставником, а затем показывает его самостоятельно. ikp-rao.ru Для лучшего запоминания жеста одновременно объясняют его образ. ikp-rao.ru
- Работа с лексикой. ikp-rao.ru После изучения и закрепления жестовой лексики по конкретному тематическому блоку начинают работу со словосочетаниями. ikp-rao.ru По мере накопления знаний и расширения запаса жестовой лексики переходят к работе с предложениями, короткими диалогами, монологами и рассказами. ikp-rao.ru
- Использование синонимов. ikp-rao.ru Так как жестовый словарь меньше мира слов, и многие жесты на определённые слова отсутствуют, используют синонимы. ikp-rao.ru Например, при отсутствии жеста на слово «дефолт» используют жест «кризис», «упадок». ikp-rao.ru
- Применение КЖР при изучении предлогов. ikp-rao.ru С её помощью глухие дети лучше понимают роль предлогов в предложении, особенно синонимичных предлогов. ikp-rao.ru
Использование КЖР в обучении глухих может быть эффективным, если проводить занятия во внеклассной работе, например в кружках жестовой речи. surdocentr.ru