Для развития пространственного мышления у детей с помощью головоломок с блоками можно использовать следующие задания:
- Сортировка фигур по разным признакам. 1 Например, можно предложить ребёнку разделить блоки между двумя игрушками соответственно их предпочтениям (Зайка любит круглые, а Мишка — квадратные). 1 Также можно сортировать фигуры по цвету, размеру, толщине. 1
- Определение последовательности действий. 2 Например, нужно посмотреть на картинку и определить, блок какой формы положить первым, а какой — за ним. 2
- Изучение отношений. 2 Можно предложить детям наложить или приложить заданные блоки, чтобы сформировать элементарные пространственные отношения (например, ориентирование на листе бумаги: сверху красный круг, снизу жёлтый треугольник). 2
- Разбиение блоков на группы. 2 Например, нужно выбрать все красные кирпичики, не зависимо от толщины. 2
- Сборка дорожки или мостика по заданным условиям. 1 Можно рассказать историю о том, как между домиками игрушечных друзей поломался мостик, и предложить построить новый. 1 Для каждого блока нужно задать условие с помощью 1–2 логических карточек, а ребёнок выкладывает фигуры в ряд. 1
- Игра «Блоки путешествуют». 1 В этом варианте блоки — это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. 1 Для игры нужно нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку. 1
При использовании головоломок с блоками важно постепенно усложнять задания в соответствии с возрастными особенностями детей. 3