Для использования фразеологических оборотов для обогащения устной и письменной речи можно применять следующие приёмы:
- Поиск фразеологизмов в устной и письменной речи других людей или литературных героев (здесь важно оказать помощь детям в виде подсказок). 2
- Вставка пропущенных фразеологизмов в текст (учитель предлагает выражения для справок). 2
- Составление словосочетаний, предложений и мини-рассказов с фразеологизмами. 2 Детям нужно научиться использовать новую лексическую единицу в контексте не только с точки зрения орфографии, но и лексической сочетаемости. 2
- Подбор синонима к фразеологизму (например: пустить корни — осесть где-либо; витать в облаках — мечтать; хранить молчание — не разговаривать). 2
- Подбор антонимов к фразеологизму (например: держать ухо в остро — слушать в пол-уха; от горшка два вершка — верста коломенская). 2
- Составление словаря фразеологизмов детьми под руководством учителя, чтобы потом можно было обратиться к изученному ранее в других видах работы. 2
- Поиск ошибок в употреблении изученных фразеологических единиц (неверной сочетаемости слов). 2
- Составление фразеологизмов из разрозненных частей (слов или словосочетаний) — ученикам предлагается собрать из разрезанных карточек целые фразеологические сочетания. 2
- Иллюстрирование фразеологизма — учащиеся иллюстрируют по выбору один из нескольких изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть, насколько это лексически неделимые единицы речи. 2
- Игры, шарады, ребусы, викторины (сначала учитель предлагает готовые задания, а потом дети уже могут сами придумывать друг для друга такие задания). 2
Использование фразеологизмов способствует обогащению словарного запаса, делает речь яркой, меткой, образной и выразительной. 3