Несколько дидактических упражнений, которые можно использовать для развития навыков рассказывания у старших дошкольников:
- «Где начало рассказа?». 2 Ребёнку предлагают составить рассказ, опираясь на серию сюжетных картинок. 2 Картинки служат планом рассказа, по каждой ребёнок составляет одно предложение, а затем они соединяются в связный рассказ. 12
- «Какая картинка не нужна?». 12 Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. 12 Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ. 12
- «Составь два рассказа». 1 Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии. 1
- «Нарисуй сказку». 2 Ребёнку читают текст сказки и предлагают записать её с помощью рисунков. 2 Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. 2
- «Фотограф». 2 Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. 2 Ребёнок должен рассказать, о чём картина, и описать те детали, которые фотограф снял отдельно. 2
- «Распространи предложение». 12 Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. 2 Например, педагог начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)». 2
- «А я бы…». 13 После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей. 13
- «Закончи сам». 13 Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку. 13