Для использования дидактических игр для формирования пространственных представлений у детей можно следовать таким рекомендациям:
- Отбирать игры с учётом возраста. 4 Например, для средней группы подойдут упражнения, которые развивают ориентировку на листе бумаги, а для подготовительной к школе — игры, формирующие понятия о положении предмета в пространстве. 23
- Отчётливо объяснять детям задачу и правила игры. 5 Важно сохранять интерес к действиям каждого ребёнка. 5
- Внедрять в игру элементы соревнования. 5 Можно поощрять детей, которые эмоционально поддерживают играющих. 5
- Предоставлять возможность каждому ребёнку быть в разных ролях. 5 Также стоит менять задания и правила игры, развивая способность подстраиваться к изменениям игрового содержания. 5
- Использовать доступный дидактический материал. 5 Например, для игры «Волшебный коврик» подойдут разрезные картинки, а для «Угадай, что изменилось?» — набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки. 3
Несколько дидактических игр, которые можно использовать для формирования пространственных представлений у детей:
- «Волшебный коврик». 3 Цель — развить умение ориентироваться на плоскости. 3 Оборудование — разрезные картинки. 3 Дети должны выложить геометрические фигуры по инструкции воспитателя (вверху, внизу, справа, слева). 3
- «Уборка в комнате». 3 Цель — развить умение располагать изображение предметов в указанном направлении и отражать в речи их пространственное расположение. 3 Воспитатель сообщает детям, что в группу пришли необычные картины, но с них все предметы и мебель упали. 3 Предлагает детям вернуть предметы на места в соответствии с инструкцией. 3
- «Угадай, что изменилось?». 3 Цель — определить положение предметов в пространстве по отношению друг к другу. 3 Оборудование — набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки. 3 Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. 3 Воспитатель делает перестановку мебели. 3 Ребёнок должен сказать, где стоял тот или иной предмет. 3
- «Где сидел воробей?». 3 Цель — сформировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве. 3 Оборудование — фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки. 3 Воробей летает по полянке. 3 Когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке. Внизу, под кустиком. Справа, у цветка. Сзади, за дерево и т. д.». 3
Также для развития ориентировки в пространстве можно использовать физкультурные и музыкальные занятия, утреннюю гимнастику и подвижные игры. 2