Для использования басен Л. Н. Толстого в развитии критического мышления школьников можно применять следующие приёмы:
- Стратегия «Чтение с остановками». ya-uchitel.ru Во время перерывов в чтении учитель задаёт вопросы, которые побуждают школьников к критическому мышлению. ya-uchitel.ru Например: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и другие. ya-uchitel.ru
- Приём «Дерево предсказаний». ya-uchitel.ru В пустых окошечках школьники записывают объяснения своим версиям. ya-uchitel.ru Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. ya-uchitel.ru
- Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». ya-uchitel.ru Учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. ya-uchitel.ru Школьникам можно предложить, например, группировку вопросов (разбивку в два столбика: толстые/тонкие), постановку к тексту вопросов (сначала — 3 тонких, потом — 3 толстых), замену тонких вопросов на толстые и наоборот и другие. ya-uchitel.ru
- Самостоятельная работа с басней. kopilkaurokov.ru solncesvet.ru Школьники анализируют объекты в тексте, сравнивают и находят нужную информацию. kopilkaurokov.ru Также можно проводить творческие работы учеников (рисунки, обоснование выбора темы для рисунка). kopilkaurokov.ru
Систематическая работа над смыслом басен с использованием различных способов их анализа позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. solncesvet.ru