Использование дидактических игр помогает в развитии произношения и интонационной выразительности речи несколькими способами:
Для произношения дидактические игры позволяют:
- Совершенствовать фонематический слух. 2 Дети учатся различать звуки по их акустическим и артикуляционным свойствам, соотносить звук с определённым звуком, издаваемым животным или предметом. 2
- Вырабатывать чёткое произношение звуков. 2 Детям предлагают говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки, произносить рифмовки в слегка замедленном темпе. 2
- Улучшать дикцию. 2 Игры помогают уточнять правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения. 2
Для интонационной выразительности дидактические игры позволяют:
- Знакомить детей с эмоциональными состояниями. 3 Начиная с младшего возраста, детей учат узнавать эмоции, изображённые на картинках, а затем и воспроизводить их, передавая эмоциональное состояние при помощи мимики. 3
- Формировать силу и высоту голоса. 3 Например, в игре «Эхо» взрослый произносит слова громким голосом, ребёнок — тихим. 3 Затем можно поменяться ролями. 3
- Учить выделять главное по смыслу слово. 3 В этом помогают речевые игры и упражнения, например, «Главное слово», где при зачитывании ряда слов интонацией выделяется загаданное слово. 3
- Знакомить детей с повествовательными, вопросительными, восклицательными интонациями. 3 Например, в игре «Покажи знак» ребёнку предлагают прослушать предложения и выделить среди них повествовательные, и поднять карточки с точкой. 3
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию звуковой культуры речи, что включает формирование чёткой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания. 5