Иоганн Гербарт обосновал социальную значимость образования, рассмотрев воспитание как социальный феномен, который выступает главнейшим фактором непрерывного духовного прогресса человека и общества. 2
Некоторые аспекты, на которых Гербарт основывал свои взгляды:
- Идея воспитывающего обучения. 15 Гербарт считал, что обучение — главнейшее и основное средство воспитания, и ввёл в педагогику этот термин. 15 Он утверждал, что нет воспитания без обучения и не признаёт обучения, которое не воспитывает. 15
- Значение многостороннего интереса. 2 По Гербарту, интерес — основа характера, потому что он является начальной стадией процесса развития воли человека, проходящего через формирование намерений и завершающегося ответственным действием. 2
- Цель воспитания. 35 Гербарт понимал педагогику как науку об искусстве воспитания, целью которого является формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. 5
- Роль идей. 4 Гербарт считал, что мысли, представления, проходят через человеческие желания и, в конце концов, влияют на события. 4 Образование он трактовал как «переход от неопределённости к прочно установленному состоянию». 4