Интерпретационные методы используются в психолого-педагогических исследованиях как часть теоретических и эмпирических методов. 12
С их помощью информация преобразуется в знание. 1 Интерпретируя объекты и явления, исследователь: 1
- выявляет различные аспекты полученной о них информации; 1
- оценивает её возможности в решении задач исследования; 1
- выдвигает предположения о причинах явления, о возможных мотивах участников педагогической ситуации и т. д.. 1
Некоторые примеры использования интерпретационных методов:
- объяснение действий воспитанника, которые фиксируются во время психолого-педагогического наблюдения; 1
- интерпретация ответов, полученных в результате опросов; 1
- объяснение выборов ребёнка, зафиксированных в результатах социометрии; 1
- интерпретация рисуночных тестов, документальных данных и многого другого. 1
В процессе интерпретации выделяют такую последовательность действий: 1
- Предположения. 1
- Определение достоверности информации. 12
- Рефлексия и «процеживание информации» (что в полученной информации отражает собственную точку зрения исследователя, является следствием стереотипов, предвзятости и т. д.). 1
- Организация информации. 12
- Сравнение с данными других источников, с другими ситуациями и т. п.. 12
- Анализ. 12
- Выявление причины и следствия. 12
- Синтез. 12
- Выводы. 1
- Оценка информации для подтверждения или опровержения гипотезы исследования. 12
В современных психолого-педагогических науках интерпретация используется как самостоятельный метод исследования. 1