Интеграция образовательных областей в работе с младшими дошкольниками может происходить в разных направлениях: 3
- Проведение интегрированных занятий. 13 На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным. 3 Основной акцент делается не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. 3
- Интегрирование познавательной и игровой деятельности. 3 Происходит при участии воспитателя в игровой деятельности ребёнка. 3 В этот момент педагог может воздействовать на ребёнка с целью познавательного развития (например, объяснять, что такое большой и маленький, какого цвета, какой формы) и социально-коммуникативного развития (что такое хорошо и что такое плохо, как вести себя среди сверстников). 3
- Планирование и оборудование предметно-пространственной среды. 3 Например, можно интегрировать различные игровые зоны и уголки в единую концепцию, такую как «Игрушечный город». 3 В нём есть все атрибуты окружающего мира: свой дом, парикмахерская, поликлиника, магазин, уголки для сюжетно-ролевых игр, театр, стадион, библиотека. 3
- Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса и праздничных мероприятий. 3 На основе такого планирования педагоги могут интегрировать все образовательные области во время непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и во время самостоятельной деятельности детей. 3
Некоторые методы и приёмы, которые можно использовать на интегрированных занятиях: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы, разнообразные речевые дидактические игры. 14
Чтобы интегрированные занятия проходили эффективно, их нужно строить по нескольким принципам: 4
- Концентрировать содержание занятия вокруг одной темы. 4
- Излагать материал доступно, давать понятные задания. 4
- Объяснять взаимосвязь между теорией и практикой, которую предлагает педагог. 4
- Следить, чтобы дети не утомлялись. 4
- Учебный материал должен быть компактным, но информативным. 4
- Соблюдать временные рамки занятия, учитывать возрастные особенности детей. 4