И индуктивный, и дедуктивный подходы могут влиять на мотивацию учащихся, но по-разному:
Индуктивный подход предполагает, что учащиеся открывают правила и их применение, рассматривая примеры. 1 Такой подход может быть особенно эффективным на начальных уровнях и с определёнными типами учащихся. 1 Он позволяет сосредоточиться на использовании, а не на сложных правилах и терминологии. 1 Для многих учащихся независимость, которой способствует индуктивный подход, является стимулирующей и мотивирующей. 1
Дедуктивный подход означает обучение учащихся правилам и предоставление им возможностей их применить через практику. 1 Такой подход способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. 3 Когда учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач, это вызывает у них мощный прилив энергии. 4
Таким образом, индуктивный подход делает акцент на использовании, а не на правилах, что может быть мотивирующим для многих учащихся. 1 Дедуктивный подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. 3
Иногда лучшим способом может быть смешивание двух подходов. 1 Например, можно начать урок с дедуктивного подхода, а затем перейти к индуктивному способу обучения, когда учащиеся привыкнут к анализу и способам описания материала. 1