Индивидуальный стиль педагога влияет на успеваемость учеников, так как он воздействует на учебные результаты и психологические факторы учебной деятельности, стимулируя или, наоборот, сдерживая развитие учащихся. 2
Некоторые примеры влияния индивидуального стиля педагога на успеваемость учеников:
- Демократический стиль. 23 Учитель создаёт творческую атмосферу, стимулирующую интерес к теме урока. 2 Ученики в максимальной степени направлены на содержание и процесс учебной работы, а контроль и оценка ориентированы на содержание и процесс учебной деятельности. 2 Ученики часто испытывают состояние спокойной удовлетворённости, высокой самооценки. 2
- Авторитарный стиль. 2 Учитель много времени затрачивает на поддержание жёсткой дисциплины, не стремится получить обратную связь от учеников и не создаёт атмосферу на уроках. 2 Для него характерна «оценочная» мотивация, ориентация не столько на сам учебный процесс, сколько на его результат в виде получения отметки. 2 Ученики теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. 2
- Либеральный стиль. 3 Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. 2 Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы. 2 Из всех стилей педагогики либеральный является самым низкоэффективным, так как у детей появляется чувство неопределённости, они хуже усваивают материал и показывают низкие результаты. 3
В практике преподавания нет универсального стиля, который гарантировал бы успех, результат и эффективность. 3