Игры помогают в развитии фонематического анализа у детей, так как улучшают восприятие звуков, способствуют нормализации произношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза. 4
Некоторые примеры игр и их влияние на развитие фонематического слуха у детей:
- «Громкоговоритель». 1 Взрослый говорит слова или отдельные звуки, а ребёнок должен их повторить более громко. 1 Потом они меняются местами: ребёнок говорит слово, а взрослый повторяет. 1
- «Собираем слово». 1 Взрослый произносит слово по звукам, например, «к», «о», «ш», «к», «а». 1 Задача ребёнка — назвать слово целиком. 1
- «Назови звук». 1 Игра тренирует умение ребёнка выделять один и тот же звук в разных словах. 1 Взрослый должен назвать 3–4 слова, в которых встречается определённый звук, а от ребёнка требуется опознать и назвать его. 1
- «Найди звук». 1 В этой игре нужны карточки с различными изображениями, допустим, с овощами или фруктами. 1 Взрослый произносит звук, а ребёнок ищет картинку с предметом, в названии которого есть этот звук, и переворачивает её. 1
- «Пропавший звук». 2 Взрослый произносит слова, намеренно пропуская звук. 2 Например, слова «лока», «ираф», «кру_ок» — без звука «ж». 2 Ребёнку нужно отгадать слово и понять, какого звука не хватает. 2
- «Где скрывается звук». 2 Взрослый называет слова, а малыш угадывает, в какой части слова находится заданная фонема: в начале, середине или в конце. 2 Например, звук «б» в словах «белка», «кубок» и «дуб». 2
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и подбирать методы и игры, адаптированные к его возрасту и уровню развития речи. 5