Идеи Л. Н. Толстого о свободном воспитании оказались актуальными и для современной педагогики, что подтверждается тем, что они соотносятся с требованиями обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов, ожиданиями родителей и потребностями учеников. 4
Некоторые принципы свободного воспитания Толстого, которые сохранились и используются в современной педагогике:
- Принцип связи обучения с жизнью. 4 Толстой стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды на те или иные вещи. 4
- Принцип сознательности и активности. 4 Толстого можно считать основоположником деятельностного подхода в образовании, поскольку писатель настаивал на активных формах получения новых знаний. 4
- Принцип природосообразности. 4 Поскольку естественное стремление любого человека — удовлетворение потребности в познании, то образование не может даваться насильно. 4
- Принцип доступности. 4 Учебный материал должен объясняться ученикам не только доступно, но и в занимательной форме. 4
Кроме того, педагогические идеи Л. Н. Толстого стали источником создания вальдорфской педагогики и педагогических взглядов В. Сухомлинского. 2