Идеи Л. Н. Толстого о свободном воспитании оказались актуальными и для современной педагогики, что подтверждается тем, что они соотносятся с требованиями обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов, ожиданиями родителей и потребностями учеников. dzen.ru
Некоторые принципы свободного воспитания Толстого, которые сохранились и используются в современной педагогике:
- Принцип связи обучения с жизнью. dzen.ru Толстой стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды на те или иные вещи. dzen.ru
- Принцип сознательности и активности. dzen.ru Толстого можно считать основоположником деятельностного подхода в образовании, поскольку писатель настаивал на активных формах получения новых знаний. dzen.ru
- Принцип природосообразности. dzen.ru Поскольку естественное стремление любого человека — удовлетворение потребности в познании, то образование не может даваться насильно. dzen.ru
- Принцип доступности. dzen.ru Учебный материал должен объясняться ученикам не только доступно, но и в занимательной форме. dzen.ru
Кроме того, педагогические идеи Л. Н. Толстого стали источником создания вальдорфской педагогики и педагогических взглядов В. Сухомлинского. dkrus.dk