Идеи Сухомлинского о гуманизме и сотрудничестве в педагогике актуальны и в современном образовании. 1 Некоторые из них:
- Признание личности ребёнка как высшей ценности. 14 В работах Сухомлинского чётко видна концепция гуманизации образования. 4 Ребёнок для него не просто объект воспитания, но полноправный член общества, активный субъект жизнедеятельности. 4
- Отказ от авторитарной формы преподавания. 4 Сухомлинский подчёркивал необходимость перехода к принципу свободы личности, её творческому началу, возможности реализации ребёнка. 4
- Нацеленность на формирование высоких нравственных качеств. 4 Сухомлинский считал, что нравственность станет основой успешной жизни ребёнка. 2
- Важность диалога в процессе воспитания. 12 Сухомлинский считал, что такой диалог ведёт ребёнка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. 12
- Роль труда в воспитательном процессе. 12 Сухомлинский утверждал, что труд способен раскрыть природные задатки ребёнка и дать толчок его саморазвитию. 12
Например, на идеях Сухомлинского базируется экологическое воспитание в современных школах. 1
Для изучения и внедрения идей Сухомлинского в систему образования образованы Международная ассоциация и объединение исследователей этого педагога. 1