Хроматические и диатонические полутоны влияют на гармоническое развитие в музыке следующим образом:
- Диатонические полутоны характерны для основных ступеней натуральных ладов. 3 В звукорядах этих ладов преобладает соотношение между ступенями, равное одному целому тону. 3 Полутоны, которые встречаются в гамме каждого натурального лада, никогда не бывают смежными, то есть не следуют подряд один за другим. 3 Диатоническая основа лада преимущественно связывается со светлым, строгим, подчас архаичным характером музыки. 3
- Хроматические полутоны возникают путём повышения или понижения одной или обеих нот диатонического интервала. 2 Хроматическая гамма не имеет тонального центра. 4 В музыкальной практике хроматизм может проникать в диатонические лады. 3 Небольшие хроматические «добавления» не разрушают диатонической основы лада, а лишь красочно обогащают его. 3 Некоторые хроматизмы приобрели в процессе развития достаточно устойчивый характер, что привело к образованию новых ладовых разновидностей (например, гармонический мажор и минор, мелодические лады). 3
Таким образом, диатонические полутоны обеспечивают основу лада, а хроматические — обогащают его, что в целом влияет на гармоническое развитие музыки.