Группировки используются в социально-экономических исследованиях для решения следующих задач: 1
- выделение социально-экономических типов явлений; 1
- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нём; 3
- выявление связи и зависимости между явлениями. 3
В зависимости от круга решаемых задач выделяют следующие виды группировок: 1
- Типологические группировки. 1 Их задача — классификация социально-экономических явлений путём выделения однородных в качественном отношении групп. 1
- Структурные группировки. 1 Их задача — изучение состава отдельных типических групп при помощи объединения единиц совокупности, близких друг к другу по величине группировочного признака. 1
- Аналитические группировки. 1 Их задача — выявление связи между социально-экономическими явлениями путём оценки влияния одних признаков на другие. 1
Некоторые примеры использования группировок в социально-экономической статистике:
- при анализе формирования рыночных отношений — группировка предприятий по численности занятых с обязательным выделением группы малых предприятий, по формам собственности, организационно-правовым формам; 4
- при анализе продукции промышленности — группировка, позволяющая выделить из всего объёма продукции производство средств производства и производство предметов потребления, а также промежуточные, инвестиционные товары; 4
- в статистике розничной торговли — группировка товаров на продовольственные и непродовольственные; 4
- в статистике сельского хозяйства — группировка продукции на продукцию растениеводства и животноводства, а внутри этих групп — деление продукции по ведущим производственным направлениям. 4