Гольбах доказывал невозможность случайных явлений в природе через учение о причинности. 12 Он развивал своеобразную «систему фатализма»: всё происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы, случайных явлений нет. 1
Философ считал, что всё существующее есть следствие свойств, присущих вечной единой материи, которая путём смещений, сочетаний и изменений форм производит порядок, беспорядок и разнообразие. 4 Признать случайность — значит признать беспричинность, а так как в природе всё причинно обусловлено, то, значит, в природе не может иметь место случайность. 4
По убеждению Гольбаха, всё в мире определённо, жёстко и однозначно: нет ни одной частицы материи, ни одного человека, которые не находились бы там, где должны находиться, и действовать именно так, как они действуют, ибо это определено предшествующим рядом причин. 3