Функциональная пригодность методов влияет на эффективность учебного процесса следующим образом:
- Задаёт темп развития дидактической системы. 1 Обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперёд применяемые методы. 1
- Позволяет достигать цели обучения. 12 С помощью методов достигается обучающая функция, определяется определённый темп и уровень развития учащихся. 2
- Стимулирует познавательную активность. 12 Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности. 1
- Позволяет диагностировать ход и результаты учебного процесса. 12 Посредством всех методов учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения. 1
Функциональная пригодность различных методов не остаётся постоянной на всём протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам: интенсивность применения одних методов возрастает, других — снижается. 3