Чтобы формулировать вопросы, которые побуждают к критическому мышлению и анализу текста, можно использовать следующие подходы:
- Уточняющие вопросы. 1 Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. 1 Например: «Ты действительно думаешь, что безударную гласную в корне можно проверить всегда?». 1
- Вопросы о целях автора. 2 Перед чтением нужно определить, что хочется узнать из текста. 2 В процессе чтения можно задавать вопросы о целях автора, аргументах и доказательствах. 2
- Вопросы о точке зрения. 3 Можно спросить, какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно. 3
- Вопросы о построении рассуждений. 3 Можно уточнить, как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. 3
- Вопросы о фактах и их интерпретации. 3 Можно попросить отделить одно от другого, например: «Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация?». 3
- Вопросы о скрытом смысле. 3 Можно спросить, есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста. 3
Некоторые примеры вопросов, которые стимулируют критическое мышление: «Что нового я узнал из этого текста?», «Существуют ли альтернативные интерпретации представленной информации?», «Какие предположения делает автор, и оправданы ли они?». 2