Чтобы формулировать вопросы, которые побуждают к критическому мышлению и анализу текста, можно использовать следующие подходы:
- Уточняющие вопросы. infourok.ru Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. infourok.ru Например: «Ты действительно думаешь, что безударную гласную в корне можно проверить всегда?». infourok.ru
- Вопросы о целях автора. blog.rosdiplom.ru Перед чтением нужно определить, что хочется узнать из текста. blog.rosdiplom.ru В процессе чтения можно задавать вопросы о целях автора, аргументах и доказательствах. blog.rosdiplom.ru
- Вопросы о точке зрения. media.foxford.ru Можно спросить, какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно. media.foxford.ru
- Вопросы о построении рассуждений. media.foxford.ru Можно уточнить, как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. media.foxford.ru
- Вопросы о фактах и их интерпретации. media.foxford.ru Можно попросить отделить одно от другого, например: «Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация?». media.foxford.ru
- Вопросы о скрытом смысле. media.foxford.ru Можно спросить, есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста. media.foxford.ru
Некоторые примеры вопросов, которые стимулируют критическое мышление: «Что нового я узнал из этого текста?», «Существуют ли альтернативные интерпретации представленной информации?», «Какие предположения делает автор, и оправданы ли они?». blog.rosdiplom.ru