Проблемные вопросы при изучении русского языка можно формулировать как вопросительные предложения двух типов: multiurok.ru
- О признаке. multiurok.ru Такие предложения оформляются при помощи местоимений «какой», «который», «чей» и т. п. в разных падежах, а также при помощи неопределённо-количественного числительного «сколько». multiurok.ru
- О неясном обстоятельстве. multiurok.ru Такие предложения оформляются при помощи наречий «зачем», «отчего», «почему», «когда» и т. д.. multiurok.ru
Вопрос считается проблемным, если он: multiurok.ru
- имеет логическую связь с ранее изученными понятиями и с теми, которые подлежат усвоению в определённой учебной ситуации; multiurok.ru
- содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного. multiurok.ru
Несколько способов формулирования проблемных вопросов:
- Побуждать учеников объяснять непонятные явления, факты или несоответствия. dzen.ru Например, показать таблицу с личными формами глагола «хотеть» и предложить сравнить окончания и попытаться определить спряжение. dzen.ru
- Ставить задачи, которые требуют объяснения явлений или нахождения способа их использования на практике. dzen.ru Например, предложить поставить ударения в отрицательных местоимениях и сделать вывод о написании «Е» и «И» в приставке. dzen.ru
- Предлагать анализировать факты и явления, в которых есть противоречия между обычным (бытовым) представлением учеников и научными знаниями. dzen.ru Пример: попросить ребят определить одушевлённость существительных «труп», «мертвец» и «покойник» (в бытовом понимании все эти слова обозначают неживых существ, а вот с точки зрения лингвистики не все эти существительные неодушевлённые). dzen.ru
- Предлагать ученикам выдвигать гипотезы, делать выводы и проверять их на практике. dzen.ru Например, поставить слова «блокнотик» и «горошек» в форму родительного падежа и сделать вывод о том, когда в суффиксе пишется «Е», а когда «И». dzen.ru
- Предлагать ученикам обобщать новые факты, сравнивая их с им известными и самостоятельно делать выводы. dzen.ru К примеру, дать обобщающую таблицу о способах выражения сказуемых в односоставных предложениях и попросить сделать вывод о способах выражения сказуемых в каждом виде односоставных. dzen.ru
- Знакомить учеников с фактами, которые кажутся необъяснимыми. dzen.ru Например, предложить прочитать слова с разным написанием «И» и «Ы» после «Ц» и сравнить написание с произношением (секция, цирк, циркуль, лисицын, цыплёнок, огурцы). dzen.ru