Для формулировки целей обучения на современном уроке можно использовать следующие приёмы:
- Формулировка цели с помощью вопросов. 1 Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам сформулировать цель исходя из неё и ответов на вопросы: «Что я узнаю на уроке?», «Чему научусь?», «Где мне пригодятся полученные знания?». 1
- Дополнение цели с помощью слов-помощников. 1 Учитель на доске записывает тему урока и просит учащихся сформулировать цель урока с помощью слов-помощников: «Я повторю», «Я узнаю», «Я научусь», «Мне пригодится». 1
- Актуализация личностного опыта. 1 В ходе совместного целеполагания выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока. 1 Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы темы, учитывая интересы школьников. 1
- «Группировка». 1 Учащимся предлагается разделить на группы ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т. д., обосновывая свои высказывания. 1 На основе этого формулируются тема и цель урока. 1
- Работа над понятием. 1 Учитель предлагает учащимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре». 1 Значение слова определяет цель урока. 1
- Проблемная ситуация. 1 Чтобы учащийся сформулировал и присвоил себе цель, необходимо столкнуть его с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. 1 В этом случае цель им воспримется как проблема, которую нужно решить. 1
Также для формулировки целей урока можно использовать целеполагание по картинкам, по ключевым словам, с помощью видео или аудио. 3 Например, предложить ученикам посмотреть на иллюстрации и выбрать тему урока из нескольких вариантов (лучше взять три). 3
При формулировке целей урока важно учитывать, что они должны быть не слишком объёмными, соответствовать подготовленности и возможностям учащихся и возможностям педагога. 2