Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной учёными-психологами А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, Н. Ф. Талызиной и другими, умственные действия и понятия формируются поэтапно. 1
Процесс формирования умственных действий включает несколько этапов: 1
- Мотивационный этап. 1 Формируется необходимая познавательная мотивация, которая позволяет успешно овладевать каким-либо действием. 1
- Создание ориентировочной основы будущего действия. 3 Ученику объясняют, в чём состоит действие, каковы условия его выполнения и чего можно ожидать в результате. 3
- Выполнение материального действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развёрнутой форме. 1
- Этап внешней речи. 1 После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь ученика. 1
- Этап беззвучной устной речи. 1 Ученики проговаривают выполняемое действие, операцию про себя. 1
- Заключительный этап. 1 Ученики автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. 1
Формирование понятий в процессе обучения проходит четыре стадии: 1
- Знакомство с предлагаемой учителем ситуацией задачи и ориентирование в ней. 1
- Овладение образцом преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида. 1
- Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели. 1
- Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи. 1
Таким образом, умственные действия формируются путём преобразования внешнего материального действия во внутреннее, в результате чего внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. 2