Понятия формируются в процессе обучения и мышления путём постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений к абстрагированию понятий. 2 Этот процесс не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путём активной мыслительной деятельности учащихся. 2
Некоторые этапы формирования понятий:
- Накопление опорных знаний (фактов, соподчинённых понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия. 2
- Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия. 2
- Использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, от дифференцировка). 2
В процессе формирования понятий выделяют несколько уровней: 1
- Эмпирический уровень. 1 Главным является процесс восприятия, ученик получает представления о внешних признаках предметов и событий, наблюдает за их использованием и протеканием. 1
- Наглядно-образный уровень. 1 Здесь уже знакомые учащемуся предметы предстают в более обобщённом виде, в виде символов, которые объединяют и воплощают в себе признаки схожих объектов. 1
- Словесно-логический уровень. 1 У ребёнка появляются умения характеризовать и связывать понятия в единую цепь рассуждений, определять связь между понятиями, то есть формируются образное и теоретическое мышление. 1
Понятия формируются с помощью таких логических приёмов выявления существенных признаков, присущих ряду однородных элементов, как анализ, синтез, абстракция и обобщения. 3