Образовательные программы в современных учебных заведениях формируются с учётом различных факторов, таких как профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и требования самого заведения. 3
Один из подходов к разработке учебной программы включает несколько этапов: 3
- Кабинетное исследование. 3 Изучают рынок труда, собирают должностные обязанности и требования работодателей, изучают исследования и прогнозы в сфере, где будут работать будущие специалисты. 3
- Составление матрицы компетенций. 3 Она позволяет детализировать компетенции до конкретных знаний и умений, а также определить перечень дисциплин, их последовательность, объём и глубину изучения. 3
- Разработка содержания программы. 3 После того как компетенции распределены по дисциплинам, преподаватели вместе с педдизайнерами занимаются их наполнением. 3
Некоторые методы создания программ образования:
- Спиральный. 2 Учащимся обозначают проблему, которую они продолжают изучать на протяжении всего учебного курса, расширяя и углубляя свои знания по ней. 2
- Линейный. 2 Отдельные темы следуют друг за другом без повторений и взаимодополнений. 2
- Концентрический. 2 Образовательный материал выстраивают таким образом, что ученики могут возвращаться к ранее изученной теме и рассматривать её под новым углом, с высоты приобретённого опыта и накопленных знаний. 2
Порядок составления образовательной программы может включать такие шаги: 4
- Определение целей и направления. 4 По какой именно специальности, для чего составляют образовательную программу. 4
- Создание плана. 4 Разработкой и общим планированием занимается председатель, руководитель проекта, он же делегирует отдельные части работы специалистам, их рабочим группам. 4
- Составление отдельных частей проекта на базе созданного плана. 4
- Контроль промежуточных результатов. 4 Комиссия изучает составленную документацию, её отдельные части, проверяет, как они соотносятся друг с другом, соответствуют ли формальным требованиям законодательства. 4
- Верстка первого чернового варианта образовательной документации. 4 Его представляют на суд независимой комиссии. 4
- Реализация готовой образовательной программы. 4 На базе документации преподаватели создают индивидуальные программы обучения, готовят учебно-методические материалы. 4