Навыки монологической речи у дошкольников формируются через различные методы и приёмы. 35 Вот некоторые из них:
- Беседа по содержанию. 2 Вопросы педагога помогают детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. 2
- Рассматривание иллюстраций. 2 После чтения или рассказывания произведения это помогает детям глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. 2 На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать изображённый эпизод или описать героев. 2
- Демонстрация наглядного материала. 2 Иллюстрации, игрушки, предметы, модели и схемы помогают ребёнку сосредоточиться и удерживать смысловую целостность информации. 2
- Наводящие, уточняющие вопросы. 2 Они развивают способность оформлять и развивать свои мысли, совершенствуют речемыслительные способности. 2
- Театрализованная деятельность. 1 Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. 1
- Рассказывание по картине. 3 В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. 3 На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям. 3
- Рассказы из личного опыта. 34 Сначала педагог обращается к коллективному опыту детей, а затем к индивидуальному. 4 Педагог помогает составить рассказ, беседует с ребёнком, предлагает свой образец рассказа. 4
Обучение монологической речи детей проводится как на занятиях по развитию речи, так и в процессе общения. 2