Грамматический строй и синтаксические функции в речи ребёнка формируются следующим образом:
- Первоначально ребёнок постигает отношения, которые лежат в основе грамматических категорий, в процессе предметно-манипулятивной деятельности. 1 Например, бросает мячик, пирамидку, кубик, берёт в рот ложку, стучит ложкой, бросает ложку. 1 Эти элементарные операции порождают схемы грамматических отношений: одно действие — разные предметы; один предмет — разные действия. 1
- В дальнейшем ребёнок усваивает сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. 12
- Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. 2 Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. 2
В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. 5 Ребёнок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи. 5
Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. 4