Формирующий эксперимент отличается от других видов экспериментов тем, что предполагает активное воздействие исследователя на изучаемые явления. 2 В ходе такого эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. 2
Констатирующий эксперимент предполагает изучение некоторых психологических феноменов в выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. 4 В рамках такого эксперимента проводится анализ различий или взаимосвязей психологических показателей. 4
Контрольный эксперимент призван зафиксировать полученные результаты, сравнить их с изначально полученными данными и сформировать полноценные, аргументированные выводы. 1 Цель контрольного исследования — проверить эффективность проведённой программы коррекции, тренинга. 4
Таким образом, основное отличие формирующего эксперимента от других видов экспериментов в том, что в нём исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления. 2